Полное и сокращенное наименование образовательной организации:
О школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Клепиковская средняя общеобразовательная школа № 1"
МОУ "Клепиковская СОШ № 1"
История школы
В начале 19-го века слово «грамота произносилось не иначе, как в смысле, «барин прислал грамоту сбирать оброк».
После отмены крепостного права в Спас-Клепиках начали открывать школы. До 1917-го года их было пять. Все они были разных ведомств – земские, министерские и церковные, каждая имела свои особенности, но цель у них была одна – дать знания детям. Первая школа – земская – была открыта 10 сентября 1872-го года. Временно она располагалась в доме купца А.П. Попова по улице Ново-Почтовая, ныне улица Просвещения (технологический техникум). С 1876 года школа размещалась в собственном здании по улице Интернациональная, ныне в этом здании Дом детского творчества.
Село Спас-Клепики и окружающая его местность отрезаны ото всех городов дальностью расстояния и отчасти реками, которые на время разлива совершенно прекращают сообщение с городами. Поэтому обучение детей для обывателей данной местности имеет особо острый характер. С одной стороны большинство населения уже осознало нужду в повышенном образовании, с другой – обучение связано с большими неудобствами и дороговизной. Выходом из такого положения было открытие своего среднеучебного заведения, что и было осуществлено в 1911 году Обществом основания среднеучебных заведений в селе Спас-Клепики. 11 мая 1911 уполномоченные подали в Учебный Округ мотивированное прошение о разрешении открыть в с. С-Клепики гимназию для детей обоего пола.
Попечительский Совет Учебного Округа, рассмотрев 26-го мая 1911г. прошение уполномоченных, предложил им открыть 4-х классное учебное заведение 3-го разряда смешанного типа с курсом классических гимназий. К 16 августа, началу учения во всех гимназиях, нужно было пригласить заведующего учебным заведением, преподавателей, снять и приспособить помещение, оповестить население об открытии учебного заведения и о приёмных экзаменах и пр. Заведующим был приглашён Павел Иванович Процеров – преподаватель гимназии и фельдшерских курсов в Рязани. Преподавателем Закона Божияго – священник о. А.В. Асписов, преподавателем русского языка и истории Н.А. Никитин, окончивший курс истор.-филосовского факультета Харьковского университета, преподавательницей французского и немецкого языков Е.К. Угрюмова, окончившая педагогические курсы Московского Елизаветинского института по специальности языков, преподавателем рисования и черчения П.Н. Хахлев, окончивший курс в Строгановском Училище, классный наставник О.И. Покорвский, учитель министерской школы.
В 1912-1913 уч. г. количество учащихся равно 134. Школа располагалась в здании на территории больничного городка. В 1907г. купец-миллионер лесопромышленник, старообрядец Ф. И.Лаптев подарил селу 2-х этажный сруб под гимназию. За счёт пожертвований деньгами и строительными материалами Комитет Общества достроил деревянное здание на каменном фундаменте с водопроводом и паровым отоплением, где с 29 ноября 1914г. стали проводиться занятия учебного заведения. Кроме обычных предметов преподаётся во всех классах пение, классное и хоровое, и музыка. Пение и музыка демонстрировались на литературно-музыкально-вокальном вечере, устроенном 21 ноября для всех школ в Спас-Клепиках и для их родителей. В 1-м и 2-м классах введено преподавание лепки.
Последний выпуск из школы 2-й ступени (директор Я.Д. Полканов) состоялся в июне 1935-го года. Анна Николаевна Чекина, окончив школу второй ступени, поступила учиться в Рязанский педагогический институт, после окончания, которого её направили в Ново-Деревенскую среднюю школу в районном центре при станции Александро-Невская Рязанской области. Начало трудовой деятельности совпало с началом войны.
С 15 августа 1943г. приказом ОБЛОНО Анна Николаевна переведена в свою родную Клепиковскую среднюю школу №1. В Клепиковской средней школе №1 она проработала с августа 1943 года по август 1974 года учителем химии и завучем. Директор школы В.А. Шкаликов вспоминал: «Вспоминая годы совместной работы, я всегда думаю об Анне Николаевне только с благодарностью. Мне часто приходилось бывать в командировках. И всегда был уверен, что в школе будет всё в порядке, потому, что исполняющей обязанности директора школы оставалась Анна Николаевна. Она обладала ценными качествами – добротой, выдержкой, цепкой памятью, умом, что снискало ей авторитет и уважение в педагогическом коллективе и среди родителей…». Анна Николаевна Чекина в 1950-м году награждена медалью «За трудовое отличие». За выдающиеся заслуги в области народного образования Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 20 апреля 1956 года присвоил Анне Николаевне Чекиной звание Заслуженного учителя школы РСФСР, были и другие награды, семь раз она избиралась депутатом Клепиковского районного Совета, её фамилия заносилась на районную доску Почёта. Кредо Анны Николаевны: «Больше любви и чуткости к детям, требовательности к себе. Глубокое знание предмета, постоянное совершенствование своих знаний и опыта – ключ к глубоким знаниям учащихся. Старайтесь скрывать причины своих неудач, будьте самокритичны, не замыкайте себя рамками урока. Ближе к общественности, жизни». Анна Николаевна очень интересно вела уроки химии. Многие её ученики стали учителями химии и биологии.
С 1-го сентября 1935-го года школа 2-й ступени получила статус средней. В июне 1936-го года состоялся первый выпуск из средней школы. Директором школы был Полканов Яков Дмитриевич. Выпуск состоял из 22 человек. Этот выпуск был очень сильный. Многие из выпускников добились больших успехов благодаря тем учителям, которые дали им такой багаж знаний, который помог им поступить в ведущие вузы страны.
В музее хранится Свидетельство об окончании средней школы Петра Петровича Поскрякова. По всем предметам «отлично». А наверху написано: «С правом поступления в ВУЗы без экзаменов». Пётр Петрович поступил учиться в Ленинградский электротехнический институт, который закончил на «отлично» в 1941 году. У Петра Петровича было желание вернуться на родину молодым специалистом, но ВОВ помешала осуществиться этому. Получив диплом, он в июне 1941г. добровольцем в составе Ленинградского коммунистического батальона ушёл на фронт. В качестве политрука роты участвовал в боях под Кричевым в Белоруссии, защищал Москву и Сталинград. В Сталинграде получил тяжёлое ранение, потерял ногу. Он был храбрым, мужественным воином. Комиссар Греков назвал его «Легендой Сталинградской битвы». В марте 1944г. он вернулся на родину. После длительного излечения был направлен на работу в районный комитет партии, затем директором профтехшколы портных, затем директором технологического техникума, затем директором швейной фабрики. Где бы он ни работал, с чувством высокого уважения относился и к учащимся и к подчинённым. Старался проявлять внимание и к их быту. Хозяйственным методом были построены производственные помещения, дома под общежития и для сотрудников, и для рабочих. Пётр Петрович принимал активное участие в общественной жизни города. Был лектором, пропагандистом. На встречах с ним всегда был аншлаг. До конца своих дней он оставался неравнодушным человеком к своей малой родине, трепетно относился к родному городу, радуясь и огорчаясь происходящим в нём изменениям. Его пожелание: «…Клепикам желаю, чтобы город хорошел и стал действительной столицей мещёрского края».
В 1937-м году школа была разделена на две: средняя школа №1 и средняя школа №2. Директором школы №1 была А.И. Блинова, позже В.И. Сорокин. Школа размещалась в здании, где учился С. Есенин, над магазином «Универмаг», над столовой (ныне цифровой мир, др. структуры), на втором этаже здания напротив «самолёта».
Директором школы №2 был Сергей Васильевич Зимин. Школа размещалась в здании по улице Свобода (ныне магазин «Престиж»), в здании купца Попова (техникум) по ул. Просвещения, на первом этаже углового здания по улице Просвещения (ныне аптека, маг. «Электросила»), начальные классы по ул. Интернациональная - «жёлтая школа» (ныне Дом творчества). То, что школы размещались в разных зданиях, наносило определённые сложности в работе. Возникла необходимость в строительстве нового здания для школы. Оно было построено рядом со зданием, где учился С. Есенин, в 1938г. Строительство школьного здания можно с полным основанием назвать настоящим трудовым подвигом клепиковцев. Здание было построено в невиданно короткий срок, за какие-нибудь 6-7 месяцев. В строительстве участвовали пионеры, комсомольцы. Плохо было с транспортом, строительной техникой, со стройматериалами. Несмотря на все трудности, 10 ноября 1938 года школа торжественно распахнула свои двери для учащихся 5-10-х классов.
22 июня 1941г. началась война. Город перестроился на военный лад. Был сформирован госпиталь № 3009. Здания школ были переоборудованы под отделения госпиталя. И опять школы оказались в трудном положении, учились в две смены. Директора средней школы №1 В.И. Сорокина назначили комиссаром госпиталя №3009. Директором средней школы №1 стал Григорий Родионович Лапин. Свою педагогическую деятельность он начал в 1921г. в школе 2-ой ступени. В школе вёл предметы кооперативного уклона, немецкий язык, географию. В 1926-м году был назначен заведующим учебной частью. Работал по совместительству инструктором РОНО.
С 1941г. по 1956г – директор школы №1. Он был высокообразованным, культурным человеком. Никогда не повышал голос ни на учителей, ни на учащихся. Был уважаемым человеком и в школе, и в городе. Принимал активное участие в общественной жизни города. В 1943 году Г.Р. Лапин был награждён значком «Отличник народного просвещения», в 1944 году – орденом Трудового красного знамени, в 1946г. – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». За выдающиеся заслуги в области народного образования Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 29 сентября 1947 года присвоил звание Заслуженного учителя Школы РСФСР. Г.Р. Лапин неоднократно избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся. Средняя школа №1 в годы войны размещалась в помещении над «Универмагом», на втором этаже здания напротив самолёта.
Средняя школа №2 размещалась в здании, где был техникум, на первом этаже здания, где находится библиотека. Школы занимались в две смены. Несмотря на трудности, учащиеся относились к занятиям очень серьёзно. Проблем с дисциплиной не было.
С сентября 1944г. по 7 января 1946г. А.К.Трухин работал директором средней школы №2. Затем работал инспектором РОНО. С 7-го января 1946 года директором средней школы стал Виктор Григорьевич Милькин, а его жена Анна Андреевна учителем начальных классов. При руководстве В.Г. Милькина дети тянулись к знаниям. Проводились факультативы по физике, химии, математике. Был оборудован спортзал в бывшем здании сбербанка (территория ткацкой фабрики). Много проводилось внеклассных мероприятий, прекрасный был учительский хор, кружки. Хор участвовал в областном конкурсе. Школа оказывала большую помощь совхозу в уборке урожая. Выращивали кроликов, цыплят, поросят. Учащиеся с увлечением занимались этими занятиями. Виктор Григорьевич, участник ВОВ, награждён медалью «За боевые заслуги» и др., он «Отличник народного просвещения».
Г.Р.Лапин, директор средней школы №1 серьёзно заболел и вынужден уйти на пенсию. Директорами средней школы №1 были: М.Я. Чурбакова, временно исполнял обязанности директора П.Ф. Шаблин, А.С. Соловьёва, В.К. Калиничев.
1959 год – год слияния двух школ. И вновь стала одна средняя школа. Директор школы – Милькин Виктор Григорьевич. В этом же году открывается восьмилетняя школа-интернат областного подчинения для детей из трудных семей, директором школы-интернат становится В.К. Калиничев.
В 1972-м году в г. С-Клепики после землетрясения приезжают учиться в школу-интернат дети из Дагестана. Дети учились в здании, построенном в 1938-м году, а жили в здании, где учился С.Есенин. Директором школы назначили В.К. Калиничева, завучем В.А.Шкаликова. После перевода В.К. Калиничева в Шиловский район директором назначили Л.Г. Соколова. Дагестанские дети обучались до 1974-го года. Дагестанское правительство, дети, дагестанские учителя выразили благодарность городскому руководству, преподавателям, сотрудникам школы-интерната за щедрость, опыт, теплоту и любовь в деле воспитания и обучения детей, лишившихся в результате стихийного бедствия возможности обучаться и жить у себя дома. Учителя, воспитатели получили благодарственные адреса, а учителю биологии Татьяне Петровне Брониной присвоили звание «Заслуженный учитель Дагестанской АССР». На протяжении многих лет дагестанские дети вели переписку с учителями и воспитателями школы-интерната.
В 1974-м году в этом здании было открыто сельское профессиональное училище №32, первым директором которого был В.С. Смирнов, работавший ранее заведующим РОНО.
Средняя школа размещалась на втором этаже здания над «Универмагом», над столовой (ныне «Цифровой мир»), там же был интернат для учащихся из деревень, в здании, где в настоящее время магазин «Престиж», в «жёлтой школе» (Дом творчества). Очень трудно было руководить педагогическим процессом, когда ученики учились в разных зданиях, расположенных по городу. Заведующий РОНО В.И. Брусков совместно с директором школы В.Г. Милькиным приложили много усилий к тому, чтобы построить новое здание школы. Много мест для строительства школы предлагали, но архитектор из Рязани твёрдо сказал, что школа будет здесь, т.е. по улице Ленина (возле д. Шабаево).
10-го сентября 1964-го года школа открыла свои двери для учащихся. Директором назначили В.А.Шкаликова. Новое здание не решило всех проблем. Учащиеся продолжали обучаться и по улице Красной (Есенина) и по улице Свобода (маг. «Престиж») и в «жёлтой» (Дом творчества).
В.А. Шкаликов приложил много усилий к тому, чтобы сделать пристройку к школе. Учащиеся, преподаватели получили 12 классных комнат. Пристройка – главное дело его жизни, сыгравшее значительную роль в улучшении условий для проведения занятий, чем он гордился. Большие усилия ему приходилось затрачивать, чтобы выполнять закон о всеобуче, строить и ремонтировать здания, следить за работой котельных (их было четыре). Оказывать шефскую помощь совхозам, чётко организовывать работу школьного лагеря. Его бесценными помощниками были Заслуженный учитель РСФСР А.Н. Чекина, Н.П. Будков – отличник народного просвещения, И.М. Чадин, отличник народного просвещения, заместитель по воспитательной работе Ю.И. Будаев, отличник просвещения, поступивший на работу в среднюю школу из школы-интерната, которую закрыли в 1974-м году.
Высокая начитанность, эрудиция, подкупающая убедительность Василия Андреевича всегда были и оставались примером для всех. Хотелось бы отметить ещё одно из его качеств как руководителя – грамотное планирование работы на будущее. Высокая организация работы Василия Андреевича позволила выживать школе в те времена, когда котельные работали на торфе и угле с большим штатом кочегаров. При настойчивой инициативе Василия Андреевича вводились первые технологии обучения: кабинетная система, широкое использование технических средств, внедрение факультативов. Все педагоги были счастливы, что работали под его руководством. Систему работы, заложенную Шкаликовым, продолжил Ю.И. Темешов (с 1979-1986г.г.) Он преподавал химию. При нём началось строительство дома для учителей, был открыт школьный музей боевой и трудовой славы.
С сентября 1986-го года школа была разделена на две школы: начальную и среднюю. Начальная школа размещалась в здании, построенном в 1938-м году. Директором школы стал Юрий Иванович Темешов, а средней школы Иван Михайлович Чадин. Вскоре Ю.И. Темешова избрали третьим секретарём районного комитета партии и директорами начальной школы были: Клюкина Т.И., Иванов М.Ю
Директор средней школы №1 И.М. Чадин продолжил традиции, заложенные В.А.Шкаликовым и Ю.И. Темешовым. Были реконструированы хозяйственные постройки, заменены ветхие окна, проложена теплотрасса для отопления школы. Пущен компьютерный класс, укомплектованы оборудованием производственные мастерские, было организовано школьное самоуправление в форме штабов: штаб порядка, учебный штаб, спортивный. Хорошо была поставлена художественная самодеятельность, была введена сменная обувь. Была проведена спартакиада «Школьники - учителя». Окончательно введена кабинетная система. Организованы профильные классы и классы педагогической поддержки. Успешно работал кабинет «Автодело». 60-80%% юношей и девушек получали удостоверение водителя автотранспорта. Регулярно проводились школьные, районные, областные конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!». Участники конкурсов занимали призовые места и в районе, и в области. Работал школьный радиоузел, был прекрасный хор. И.М. Чадин, отличник народного просвещения, трижды грант Сороса. В 1991-ом году на общем собрании педагогического коллектива школы на альтернативной основе избрали директором Клепиковской средней школы Владимира Михайловича Щепелева. В сентябре 1991 года было проведено собрание родителей, учителей, где было принято решение о создании в 5-х классах:
- - класса с углубленным изучением математики и физики;
- - класса педагогической поддержки;
- - класса коррекции.
Последние два класса были созданы по результатам медико-педагогической комиссии. В этом же году были созданы в 10-х классах физико-математический и химико-биологический классы. В конце года были заключены договоры с радиотехнической, сельскохозяйственной академиями и педагогическим университетом о создании профильных классов. Эти преобразования заметно повысили результативность обучения. В воспитательной работе был сделан основной упор на предупреждение правонарушений. С этой целью был создан Совет профилактики.
Хозяйственная деятельность:
- - был проведён капитальный ремонт школы;
- - построена теплотрасса;
- - произведена замена кровли;
- - заменена водопроводная сеть;
- - отремонтированы туалеты и классные комнаты;
- - закончено строительство 7-ми квартир для учителей;
- - при долевом участии учителей построили пять квартир;
- - приобретены были технические средства, мебель.
1995-й год.
На базе слияния двух школ средней и начальной создаются средняя школа №1 и средняя школа №2.
2011-й год
В результате оптимизации школы № 1 и № 2 объеденены в Клепиковскую среднюю общеобразовательную школу № 1
Образование и формы обучения
В школе осуществляется образовательный процесс в соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г.:
II уровень образования - 1 - 4 классы
начальное общее образование (4 года обучения);
III уровень образования - 5 - 9 классы
основное общее образование ( 5 лет обучения);
IV уровень образования - 10 - 11 классы
среднее общее образование (2 года обучения).
Форма обучения – очная, дневная.
Язык обучения: русский.
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных средств: 665человек.
Обучение учащихся на платной основе школа не осуществляет.
Программа развития
Целью Программы развития МОУ «Клепиковская СОШ №1» является создание условий для эффективного развития школы, направленного на обеспечение конкурентоспособности лицея по качеству образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Задачами Программы являются:
1. Организация предоставления и повышение качества общего образования по основным общеобразовательным программам в МОУ «Клепиковская СОШ №1»;
2. Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
3. Внедрение системы профессионального роста педагогических работников МОУ «Клепиковская СОШ №1»; создание условий для наставничества и непрерывного обновления своих профессиональных знаний и приобретения новых профессиональных навыков;
4. Совершенствование в МОУ «Клепиковская СОШ №1» системы инженерных и информационных технологий, современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
5. Обеспечение доступных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности в МОУ «Клепиковская СОШ №1»;
6. Развитие здоровьесберегающего и безопасного пространства МОУ «Клепиковская СОШ №1»;
7. Развитие эффективного взаимодействия Школы с родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).